Форматы работы

В разработке цифровых продуктов у нас предусмотрено
3 формата работы:

1. Fixed Price — стоимость работ считается и фиксируется заранее и вписывается в договор вместе с детальным описанием задачи, также известным как техническое задание.

2. Time & Materials — размер вознаграждения определяется по ставкам специалистов и затраченному на проект времени; общую сумму можно предположить заранее, но точно известна она станет только после завершения работ.

3. Retainer — фиксируется команда проекта и ежемесячная стоимость работ этой команды при 100% загрузке; каждый месяц заказчик платит одну и ту же сумму, колебания в количестве часов игнорируются.

Все эти варианты имеют свои плюсы и минусы и по-разному подходят для разных заказчиков и разных проектов.

Fixed Price

Формат подходит проектам с типовыми визуалом и функционалом. Или компаниям, где нужно перед стартом фиксировать бюджет, не смотря на сроки или функционал.

Плюсы

Вам формат подойдет, если вы:

  1. точно знаете, чего хотите и готовы закрепить все требования перед стартом проекта
  2. хотите получить фиксированную цену за фиксированный результат, понимая, что в цену заложена подстраховка


Минусы

  1. Проекты, оцененные по fixed price, почти всегда выходят из берегов сроков и бюджета. Всегда появляются новые пожелания, и их каждый раз нужно просчитывать по цене и сроку, это идет во вред прежним договоренностям.
  2. Из-за фиксации перед стартом не удаётся вносить изменения по ходу. Хотя новое понимание приходит именно с появлением первых результатов. Чтобы остаться в рамках рентабельности, Исполнитель старается сэкономить ресурсы на каждом шагу или вовсе теряет интерес и переключает внимание на другие проекты.
  3. Такие проекты исключают эксперименты, а значит, проект не будет иметь вау-эффекта.

 

Пример

Вы оказываете услуги, вам нужен корпоративный сайт. Не нужно излишнего креатива, надо просто хороший сайт, примерно такой же, как у всех на рынке. Все всё понимают, какие страницы должны быть, что на них должно быть и как работать.

Это всё можно описать и зафиксировать еще перед стартом, только на этапе дизайна надо будет немного «попасть» в те примеры, которые собрали перед стартом. У вас есть понятный бюджет, примерные сроки запуска, и надо это всё закрепить перед стартом.

Тогда это формат для вас: фиксируем условия, распределяем общую стоимость на этапы, получаем предоплату, и запускаем работу. Никаких сюрпризов.

 

Time & Materials

Формат для более опытных заказчиков. Это хороший выбор для обеих сторон, если проект достаточно большой, или продукт нестандартный и требует новаторского подхода, есть заметная доля неопределённости.

Плюсы

Это самая честная форма расчёта, потому что заказчик не переплатит и не недоплатит. Минус в том, что иногда для экономии некоторые заказчики пытаются торговаться по трудозатратам и/или создают рваную загрузку в течение месяца — и это вредит проекту.

Минусы

Основные страхи заказчика тут обычно связаны с ограничениями бюджета — менеджер, защищая бюджет, редко имеет возможность расширять его по ходу дела, поэтому хочет быть уверен, что не будет перерасхода. Для этого в договоре должна быть прописана предельная стоимость проекта, а техническое задание должно допускать вариации исполнения. Это позволяет исполнителю совместно с заказчиком выбирать более простые способы реализации, оптимизировать трудозатраты и гарантированно уместиться в бюджет.

Пример

Вы оказываете услуги, нужен корпоративный сайт. Важно сделать его не так, как у конкурентов, хотя можно подсмотреть некоторые решения у лидеров рынка. Какие именно и у кого именно — пока непонятно, надо будет смотреть «по ходу».

Примерно ясно, какие точно нужны разделы и страницы, но как именно мы будет там подавать информацию и как продавать, еще не ясно. Но хотелось бы попробовать разные варианты и посмотреть, какой сработает лучше.

Этот формат для вас: есть простор для экспериментов на стадии проектирования, в дизайне можно отходить от клише, а в программировании — сократить функционал, чтобы запуститься пораньше.

 

Retainer

Формат лучше всего подходит для крупных и сложных проектов, осилить которые может только выделенная команда, которую берегут и обильно удобряют, лишь бы она ни о чём не переживала, кроме лучшего решения задачи.

Плюсы

Лучший способ сделать уникальный продукт.

Основные страхи заказчика тут обычно связаны с ограничениями бюджета — менеджер, защищая бюджет, редко имеет возможность расширять его по ходу дела, поэтому хочет быть уверен, что не будет перерасхода. Для этого в договоре должна быть прописана предельная стоимость проекта, а техническое задание должно допускать вариации исполнения. Это позволяет исполнителю совместно с заказчиком выбирать более простые способы реализации, оптимизировать трудозатраты и гарантированно уместиться в бюджет.

Минусы

Чтобы retainer сработал, нужно соблюсти пару условий:

  1. основные специалисты должны быть выделены на проект на 100% своего времени,
  2. у проекта должен быть список задач, из которого можно наполнять месяц работы команды.

Оценка стоимости месяца основывается всё на тех же ставках специалистов, но привязка идет именно к календарным месяцам.